ПРОЕКТ РЕКОНСТРУКЦИИ КУРСКОГО ВОКЗАЛА

Описание проекта

Задача: разработать эскизный проект реконструкции и расширения транспортно-пересадочного узла Курский вокзал.
Срок выполнения: 2 месяца

Решение задачи

Проектировщики провели анализ существующей территории вокзала и окружающей застройки.
1. Имеющиеся площади и планировочные решения являются неэффективными;
2. Транспортный узел не обеспечивает увеличивающуюся пропускную способность и уровень комфорта для пассажиров;
3. Окружающая застройка деградирована и не соответствует современному эстетическому уровню вокзальных комплексов;
4. Нет условий для пребывания на вокзалах людей с ограниченными возможностями. Так, выход из вокзала на платформы осуществляется с помощью трех подземных переходов, подъем на платформы — по лестницам. Эскалаторы и лифты отсутствуют, что препятствует доступу на платформы маломобильных групп населения;
5. Сеть учреждений обслуживания требует расширения, нет гостиниц;
6. Количество навесов для обеспечения «сухого» перехода пассажира между посадочными зонами транспорта недостаточно, как на прилегающей территории, так и над платформами.
7. Ограничение нормальной возможности подъезда к вокзалу как на автомобиле, так и на наземном общественном транспорте.

Расширение площадей в проекте предусмотрено с помощью трех дополнительных частей: первый — существующее здание с новым надстроенным этажом, второй — переход над железнодорожными путями с организованными спусками на платформы, так называемый конкорс, третий — новое здание со стороны территории бывшего завода «Арма».

Существующее здание Курского вокзала частично реконструируется. Возводятся новые этажи над центральным залом вокзала и залами ожидания. Осуществляется расширение вокзального комплекса за счет заключения в объем здания пространства между турникетами пригородного сообщения и главным зданием вокзала. При этом пригородный вокзал надстраивается дополнительным этажом с залами ожидания и осваивается подземное пространство за счет создания вестибюльной зоны. Новый этаж, над центральным залом Курского вокзала, спроектирован консольным, чтобы сохранить общий силуэт здания. Объем надстройки консольно выступает за пределы фасада вокзала, по-новому интерпретируя демонтируемый знаковый элемент вокзала — перфорированный козырек. Центральный зал Курского вокзала не меняет своих функций. Здесь по-прежнему располагаются разделенные на две части расширенной центральной пешеходной зоной билетные кассы поездов дальнего следования и пригородных направлений. Основные административно-бытовые помещения остаются на прежних местах. Также сохраняются проходы в остальные залы ожидания. Центральный зал предполагается соединить напрямую с торговым центром «Атриум» за счет продления существующего пешеходного перехода. При этом во втором уровне создается новая центральная пешеходная зона, которая направляет пассажира через систему каскадных эскалаторов в сторону залов ожидания надпутевого перехода. Перед залами ожидания у пассажира есть возможность приобрести билеты в дополнительном кассовом зале.

Проект предусматривает строительство нового здания, которое включает в себя бизнес центр с паркингом и отель. Новое здание соединяется со старым посредством надпутевого строения — конкорса. Связь конкорса с платформами осуществляется при помощи лифтов и эскалаторов, что обеспечит комфортное передвижение людям с ограниченными возможностями. Платформы полностью перекрываются навесами, для защиты пассажиров от непогоды.

Внутренние пространство надпутевого перехода разделено на уровень зала ожиданий и уровень для расположения магазинов и пунктов быстрого питания.

Результаты работы:

Заказчик получил подробный анализ существующей ситуации и возможные пути решения для увеличения пропускной способности вокзала.